Наши услуги Сертификаты соответствия Декларирование соответствия Сертификация системы менеджмента качества Пожарная сертификация Прочие услуги Разъяснительные письма

Схемы сертификации

Общероссийский классификатор продукции
Главная - Статьи - Таможенный союз России в Средней Азии

Таможенный союз России в Средней Азии

Присоединение Киргизии к  Таможенному союзу нанесет ущерб ее экономике, но несмотря на это, Киргизия подала официальную заявку на вступление в Таможенный союз под руководством России.Другие государства Средней Азии внимательно наблюдают за Киргизией, поскольку ее вступление в Таможенный союз, скорее всего, будет означать, что они тоже, в конечном итоге, станут его членами.

Таможенный союз -экономический и геополитический союз, который Россия использует для расширения своего влияния на постсоветском пространстве (нынешними членами Таможенного союзя являются Россия, Белоруссия и Казахстан).

Таможенный союз – это лишь одна ступень российского плана по укреплению своего влияния среди своих ближайших соседей. 

С одной стороны, членство в Таможенном союзе повредит киргизской экономике — будут введены более высокие тарифы, и Киргизия  потеряет автономию в принятии решений по внешней торговле. Но с другой стороны, оставаться в стороне от Таможенного союза будет ещё рискованнее, поскольку Москва уже имеет много рычагов воздействия на Бишкек. Что ещё важнее, членство в ТС позволит России с большей легкостью оказывать давление на другие страны Центральной Азии — Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, которые будут в конечном итоге вынуждены также присоединиться к ТС.

Влияние на экономику Киргизии

В отличие от других членов ТС с развитой экспортной экономикой, Киргизия находится в зависимости от импорта. Киргизия не является экономически самостоятельным государством, она зависит от России, Китая и ее соседей по Средней Азии в вопросе обеспечения своих базовых потребностей. На долю России приходится почти 34% импорта Киргизии, а также 70% импорта нефти, и, будучи главным получателем экспорта, Россия приобретает 17,3% экспорта Киргизии.

Другим важнейшим торговым партнером является Китай. Киргизия импортирует электронику, мясо, одежду и сельскохозяйственные продукты и экспортирует 75% этих дешевых китайских товаров в другие государства Средней Азии и в Россию. Узбекистан поставляет природный газ в города Киргизии и ее северные и южные районы, а на долю Казахстана приходится 5-7% поставок нефти в это государство.

Если Киргизия вступит в  ТС, ей придется ввести среднюю тарифную ставку в размере 10,6%, которая более чем в два раза превышает тарифную ставку, существующую в Киргизии в настоящий момент и составляющую 5,1%. Вместе с вступлением в Таможенный союз увеличится также и налог на добавленную стоимость (НДС): в настоящее время НДС в Киргизии составляет 12%, а налог в государствах союза – 17%. Цель таких повышенных тарифов – облегчить торговлю внутри союза и усложнить ведение торговли со странами, не входящими в состав блока. Однако более высокие импортные пошлины влекут за собой повышение цен на потребительские товары, включая автомобили, лекарства, компьютеры и одежду, импортируемые из стран, которые не входят в состав Таможенного союза. Это снизит способность Киргизии импортировать и реэкспортировать дешевые китайские товары. (Повышение цен на импорт из Китая, вероятно, также затронет черный рынок Киргизии.) Китай рассматривает Киргизию как важный рынок сбыта, поскольку ее функция реэкспортера создает торговый коридор в Средней Азии, но членство Киргизии в Таможенном союзе ослабит значение этого коридора.

Вступление в Таможенный союзе также затронет свободу Киргизии в вопросе контроля над ее собственной политикой внешней торговли. Члены руководящего органа блока – Комиссии Таможенного союза – не имеют равных прав голоса в принятии решений. В настоящее время Россия обладает 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия - по 21,5%. Киргизии придется согласовывать свои решения с другими членами блока и получать одобрение со стороны России перед принятием решений в сфере внешней торговли.

Членство Киргизии в Таможенном союзе может также поставить под угрозу ее отношения с Всемирной торговой организацией (ВТО). На данный момент Киргизия – это единственное государство Средней Азии, входящее в состав ВТО, однако вступление в ТС  будет противоречить ее обязательствам как члена ВТО. Киргизское правительство знает, что, даже если страна вступит в союз в 2012 году, ее членство не будет активировано в течение следующих двух или трех лет, поэтому у него будет время разобраться с деталями и выработать некое решение этой дилеммы. Бишкек может выйти из состава ВТО или попросить о внесении некоторых поправок в правила ВТО (Россия смогла вступить в ВТО, несмотря на ее членство в Таможенном союзе, хотя обстоятельства Киргизии несколько иные, поскольку она уже является членом ВТО).

Взгляд Киргизии на вступление в союз

Бишкеку хорошо известно, что вступление в Таможенный союз создаст множество проблем, однако он также знает, что отказ от членства будет дорого ему стоить. Вероятнее всего, Киргизия будет подвергаться давлению со стороны государств-членов союза, особенно России, у которой есть множество рычагов воздействия на Киргизию. Эти два государства не только связаны тесными экономическими связями - Россия, кроме того, является гарантом безопасности Киргизии. Киргизия - член Организации договора о коллективной безопасности, главой которой является Россия. У последней есть несколько военных объектов на территории Киргизии, включая авиабазу Кант, за аренду которой Россия платит. Более того, многие киргизские граждане, работающие в России, отправляют домой денежные переводы, и Россия предоставляет Киргизии кредиты и гранты.

Вероятно, самый очевидный рычаг воздействия России на Киргизию – энергоресурсы. В 2010 году Россия повысила тарифы на свой экспорт топлива в Киргизию, что оказало серьезное давление на тогдашнего президента Курманбека Бакиева, который ушел в отставку в результате революции, произошедшей при поддержке России. Нынешний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев убедил Москву снизить тарифы, однако ничто не мешает Москве вновь их повысить. Как Россия уже поступала с другими странами, такими как Украина, она может даже прекратить поставки энергоресурсов в качестве карательной меры. Однак, если Бишкек будет действовать с учетом желаний Москвы и вступит в Таможенный союз, Россия может пойти на некоторые уступки, такие как, например, увеличение размера финансовой помощи или более выгодные цены на энергоресурсы.

Возможный курс Средней Азии

После Киргизии самым вероятным претендентом на вступление в Таможенный союз будет Таджикистан. Душанбе уже выразил свою заинтересованность в этом блоке, а его экономическая зависимость от Москвы, а также зависимость в сфере безопасности позволят России легко убедить его присоединиться к союзу. Однако Таджикистан пока не начал никаких официальных процедур для подготовки к вступлению в блок, а Москва ясно дала понять, что сначала Киргизия должна к нему присоединиться. Когда это произойдет, Таджикистан столкнется со многими из тех экономических последствий, которые испытает на себе Киргизия, поскольку экономики обоих государств серьезно зависят от импорта.

Когда Киргизия и Таджикистан вступят в Таможенный союз, Узбекистан окажется почти полностью окруженным членами этого блока. Пока Узбекистан не выразил своей заинтересованности в присоединении к этому блоку, более того, он даже высказывался с критикой в адрес союза, назвав его методом политически мотивированной интеграции. Сосед Узбекистана, Туркмения, пока не высказывалась по поводу этого вопроса, а прежде она уже столкнулась с экономическими трудностями в попытке сохранить свою независимость и обособленность. Пока Киргизия и Таджикистан проходят через процедуру вступления в союз, у Туркмении и Узбекистана будет время, чтобы ему сопротивляться. Однако когда государства-члены союза окружат их географически, России будет гораздо легче оказывать давление на этих последних уклонистов в Средней Азии в попытке заставить их присоединиться к союзу.

Пока остается неясным, насколько долго Туркмения и Узбекистан смогут сопротивляться вступлению в Таможенный союз, однако это сопротивление, вероятнее всего, будет недолгим. Если большинство государств Средней Азии станут членами союза, оставаться за пределами этого блока будет трудно в экономическом и политическом смыслах.